Новости

Кадры нужны стране

Подреформировав общее среднее образование, власть занялась проблемами высшего в рамках специальной госпрограммы на 2008-2010 годы и на перспективу до 2015 года.

 
Ирина КРЫЛОВИЧ
 

Никаких революционных изменений в программе нет. Все основные "реформаторские", вернее, как и в случае со средним образованием, — "антиреформаторские", решения были приняты ранее. Речь идет о фактическом отказе от двухступенчатой системы высшего образования по принципу: бакалавриат — магистратура, к которой мы начали переходить в свое время в рамках присоединия к Болонскому процессу, а потом от этого процесса фактически отказавшись.

 

Но отказ от попыток следовать европейским стандартам высшего образования, как оказалось, не приблизил пока осколок нашей советской высшей школы к нуждам отечественной экономики.

 

А именно удовлетворение запросов растущей белорусской экономики должно являться основной задачей высшей школы. Об этом заявил в сентябре премьер-министр Сергей Сидорский на заседании президиума Совета министров, на котором рассматривался проект госпрограммы развития высшего образования. Суть же удовлетворения запросов состоит прежде всего в подготовке необходимых для растущей экономики кадров.

 

"Кадры стране нужны, — сказал С. Сидорский. — В настоящее время мы их не готовим в нужном объеме". О том, что существуют диспропорции на рынке труда, которые лишь усиливаются недостаточно продуманной структурой набора по тем или иным специальностям, у нас говорят давно и много, как правило, приводя в пример избыточное количество юристов и экономистов. Однако сокращая наборы юристов и экономистов, наборы на инженерные и прочие "инновационные" специальности, по сути, не увеличиваются. Представители Минобразования в личных беседах уже давно поясняли: на это просто нет ресурсов. Ни финансовых, ни человеческих. Ведь если набрать дополнительных студентов на технические специальности, их надо кому-то и на чем-то учить.

 

Министр образования Александр Радьков на заседании президиума наконец-то озвучил имеющиеся проблемы в работе высшей школы. По его словам, износ учебно-лабораторного оборудования государственных вузов составляет свыше 70%, учебно-лабораторными площадями вузы обеспечены лишь на 52,5%, обеспеченность иногородних студентов государственных вузов общежитиями остается на уровне 67%.

 

При этом А. Радьков обратил внимание на отсутствие тесного взаимодействия с заказчиками кадров.

 

Один из кадровых "заказчиков" между тем высказался на совещании против тотального сокращения таких нелюбимых в нашей стране юристов и экономистов. Позволил себе идти против течения наш главный реформатор последних времен — глава Нацбанка Петр Прокопович.

 

"Сегодня бум в банковской сфере. Мы должны исходить из того, что банковская система будет развиваться. Ведь сегодня у нас 50 тысяч банковских работников, а будет 200 тысяч", — цитирует главу Нацбанка агентство "Интерфакс-Запад". По его словам, 3 тысячи экономистов за последнее время были трудоустроены в связи с приходом инвесторов в новые компании. "Говорят, нам не нужны педагоги. Как не нужны? Классы переполнены. 35 человек в классе, ни лабораторий, ни кабинетов..." — продолжал критиковать структуру подготовки кадров П. Прокопович, не удержавшись конечно же и от упоминания строительных специальностей. "В стране бум строительный. А тут формально подошли: добавили там группу, там полгруппы — и все", — сказал он.

 

Так что какую отрасль ни возьми — всюду бум, только вот бума в подготовке кадров не видно, а ведь П. Прокопович считает, что ориентироваться надо не только на сиюминутные запросы отраслей, но и на мировые тенденции. По его словам, правительство страны при прогнозе подготовки специалистов должно исходить "не из того, что сегодня надо, а из того, что будет надо через 5-10-15 лет, когда войдем в число стран с высоким уровнем образования".

 

"Пора из догоняющих стран перейти в группу лидеров. Это значит, мы должны иметь высокий уровень образования. Мы сегодня по уровню образования фактически топчемся на месте", — поставил диагноз системе высшего образования П. Прокопович. И, как главный банкир страны, тут же выдвинул свое решение, по крайней мере, одной проблемы: он предложил выдавать вузам льготные кредиты на строительство общежитий, такие же, какие даются населению под строительство.

 

Призвал смотреть в завтрашний день и премьер-министр. "Обучать студентов должны молодые грамотные кадры, с современными взглядами на развитие экономики по пути инноваций", — сказал С. Сидорский. Пока же, судя по приведенным данным, будущее страны обучает день вчерашний. Так, если в 1995 году 30% всех профессоров были в возрасте старше 60 лет, в 2001 г. — 60%, то в 2008 г. — уже 80%. В настоящее время 50% доцентов перешагнули возрастную планку 60 лет. Подчеркнув, как отметило БЕЛТА, свое уважительное отношение к преподавателям более старшего возраста, премьер-министр обратился к правительству с вопросом: "Какие стимулы нужно разработать, чтобы талантливая научная молодежь оставалась на преподавательской работе?". Судя по изложению хода совещания, конкретного ответа на этот вопрос Министерство образования так и не предложило.

 

Что касается финансового аспекта программы, то на ее реализацию планируется потратить более 5 трлн. BYR: 4,991 трлн. из средств республиканского бюджета и 71,9 млрд. внебюджетных средств. Из этой суммы на обновление учебно-лабораторной базы вузов уйдет свыше 1,5 трлн. BYR (1 трлн. BYR из бюджета и 52,6 млрд. внебюджетных средств). На строительство и реконструкцию вузовских зданий и сооружений необходимо более 3,138 трлн. BYR и на ремонт объектов вузов — 738,3 млрд. BYR. И все это из госбюджета.

 

Вложенные в развитие вузовского образования средства окупятся в ближайшие 8-10 лет, пояснил на заседании А. Радьков, подчеркнув, что реализация программы — это внутренние инвестиции в наше будущее.

 

Однако премьер-министр хотел бы, чтобы эти инвестиции были как следует обоснованы. Необходимо отойти от советской практики выбивания денег на реализацию программы, подчеркнул он. "Надо внимательно посмотреть, куда и на что разработчики предлагают тратить деньги, — сказал С. Сидорский. — И рассчитывать надо не только на бюджетные ассигнования, поскольку инновационное развитие в сфере образования не должно идти в отрыве от финансирования из инновационных фондов предприятий и ведомств. Ведь специалисты с новым мышлением придут именно на эти предприятия, чтобы направить их движение по ускоренному инновационному пути развития".

 

Идею переложить бремя финансирования материально-технической базы высшего образования на предприятия поддержал и вице-премьер Виктор Буря, который предложил вернуться "к таким забытым вещам, как базовые предприятия". "Любая самая современная лаборатория устаревает", — подчеркнул он. Отметим, что износ основных фондов на предприятиях страны также остается высоким, так что устаревает и оборудование основных кадровых заказчиков.

 

Впрочем, даже к работе на нем молодые специалисты не готовы. Вице-премьер Александр Косинец отметил, что за 3 года, пока молодой специалист адаптируется после выпуска, "более 100 млрд. денежных средств мы теряем на адаптацию молодых специалистов к реальным условиями работы".

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация