Новости

МНОГО ОЗЕР, НО МАЛО СОЛНЦА

В течение нескольких лет Беларусь активно пытается сделать въездной и внутренний туризм доходным делом. Относительные цифры показывают успех выбранного направления, а вот абсолютные убеждают в том, что коренное население все еще предпочитает как минимум раз в год побывать на море.

Ольга МИКША

После принятия два года назад указа N372, который предоставлял льготы сельским туристическим усадьбам, они стали появляться как грибы после дождя. Сейчас в Беларуси зарегистрировано 188 усадеб, за прошлый год их число выросло в 5,5 раза. А вот количество гостей в этих усадьбах, несмотря на столь стремительный рост самих мест отдыха, в 2007г. составило около 18 тыс. Чисто математический подсчет позволяет определить, что в сезоне лето-2007 в каждой усадьбе отдохнуло примерно по 100 человек. По словам замминистра спорта и туризма Чеслава Шульги, в сезоне текущего года ожидается в 1,5-2 раза больше.

Цифры все равно небольшие, однако прошедшее лето ознаменовалось для белорусского сельского туризма свадьбой руководителя головного офиса Европейского центра агро- и экотуризма голландца Манно Хоустра, которую он решил сыграть в языческом стиле на берегу озера в Лепельском районе Беларуси. Остается надеяться, что это событие станет хорошей промо-акцией для раскрутки белорусских лесов и озер и увеличения желающих приобщиться к нетронутой природе.

 

Приусадебное турхозяйство

Вообще, именно на этот сектор туризма государство возлагает наибольшие надежды. По словам Шульги, местные власти даже готовы участвовать в софинансировании сельских усадеб, лишь бы они появлялись и привлекали туристов. Например, в 2007г. вдвое увеличилось количество заявок от местных органов власти и частных лиц на печатание рекламных листовок. Расширены льготы для субъектов хозяйствования, которые хотели бы заниматься сельским туризмом: если по указу N372 они касаются только жителей села, то в новом документе льготами смогут воспользоваться жители городов с населением до 20 тыс. человек.

Еще одной новацией Минспорта и туризма стала идея создания крупных агротуристических комплексов. Действительно, сами усадьбы зачастую не могут организовать для гостей широкую развлекательную программу. Здесь на помощь должны прийти более крупные образования, к примеру, координирующие запросы гостей из нескольких усадеб одного района. И первой ласточкой может стать агротуристический комплекс в Россонском районе Витебской области.

Как сообщил Шульга, за семь месяцев текущего года почти вдвое вырос экспорт туристических услуг, наполовину - объем платных услуг в туризме. В целом за год (с сентября 2007 г.) внутренний туризм принес стране Br170 млрд.

Вполне возможно, что такая динамика позволит Минспорта и туризма провести через необходимые согласования еще один документ, направленный на стимулирование внутреннего туризма. Шульга сообщил, что подготовлен проект, согласно которому предприятиям будет разрешено относить на затраты средства, выделяемые работникам на покупку путевок для отдыха в Беларуси с октября по апрель. Вообще, поставлена задача расширить сезон отдыха, который сейчас реально составляет месяца четыре, с мая по сентябрь. «Мы должны работать над созданием импортозамещающих услуг, - сказал Шульга. - У нас моря нет, гор нет, но есть озера, поэтому нужно постараться расширить сезонность отдыха в Беларуси хотя бы на два месяца».

 

Инвестор два года не ждет

В целом развитие внутреннего туризма требует огромных капиталовложений. Возможно, правительство уже стало это понимать, поскольку растет количество инвестиций в эту сферу: в нынешнем году освоено Br188 млрд. из Br226 млрд. запланированных, на продвижение Беларуси за рубежом потрачено Br1,7 млрд., а в 2009г. будет втрое больше - около Br6 млрд.

Но самые первостепенные проблемы в деле привлечения туристов до сих пор остаются нерешенными. Ведь массовый туризм - это в первую очередь инфраструктура. А темпы ее развития, даже по признанию замминистра, заметно отстают от спроса. Если раньше в странах дальнего зарубежья о Беларуси знали очень мало, а основную часть туристов в страну составляли бывшие соотечественники и соседи по экс-СССР, то в последние годы у многих западных обывателей Беларусь уже идентифицируется как отдельная страна. Если дадут результат усилия по продвижению турпродуктов, у нас могут появиться новые зарубежные гости.

А приличных гостиниц по-прежнему остро не хватает, кормить по дороге также негде. Например, отраслевое ведомство предлагает вывести из сферы землепользования инвестплощадки, определенные программой развития туризма, что значительно упростило бы подготовку проектной документации и само строительство. Но сделать это до сих пор не удалось. Хотя, казалось бы, уже все понимают, что инвестору неинтересно ждать два года, пока на его желание построить в Беларуси соизволят ответить высокие инстанции. Правда, турчиновники попытались обойти проблему с другой стороны - дополнить Нацпрограмму развития туризма новыми объектами, поскольку для них предусмотрено выделение земельных участков без аукционов. По словам Шульги, за полгода в документ добавлено более 50 новых объектов.

Санатории - только гостям

Еще одну значительную проблему выявило интенсивное развитие другого успешного направления в отечественном туризме - лечебно-оздоровительного. Переведенные на самофинансирование белорусские санатории распродали свои услуги на все лето чуть ли не зимой, но спрос на оздоровление превысил всякие ожидания. Даже введение забытой системы курсовок не спасло положение. А необслуженный клиент в сфере туризма может стать потерянным клиентом.

Но, пожалуй, больше всего чиновники от туризма «получили» от вышестоящего начальства за то, что не смогли удержать отрицательное сальдо в торговле услугами на обозначенном уровне. За 8 месяцев 2008г. импорт превысил экспорт на $33,3 млн., а планировали только на $13 млн. И это несмотря на то, что с введением шенгенских виз в Польшу и Литву поток туристов несколько сократился (например, практически «умерли» туры выходного дня). Соответственно, теперь белорусы стали выезжать за рубеж на более длительные сроки и валюты стали вывозить тоже больше.

Например, если в первом полугодии 2008г. с туристическими, личными и деловыми целями белорусскую границу пересекло 2,4 млн. человек, что на 60 тыс. больше, чем за аналогичный период прошлого года (данные собираются по статистической методике Всемирной туристской организации), то выехало в полтора раза больше - 3,6 млн. белорусов.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

11.03.2024Предпроектная документация-УП «БЕЛПРОМПРОЕКТ»
УП «БЕЛПРОМПРОЕКТ» оказывает услуги по разработке отдельных разделов проектной документации на любых стадиях проектирования.

10.03.2024ООО «Лесдревконсалт» является официальным дистрибьютером продукции FARMERTEC и HOLZFFORMA на территории ЕАЭС.
ООО «Лесдревконсалт» является официальным дистрибьютером Farmertec Power Machinery Co., LTD.

09.03.2024ООО «БелЛугаАбразив» - крупнейший поставщик абразивной продукции российских и зарубежных производителей в Республику Беларусь.
ООО «БелЛугаАбразив» является одним из крупнейших поставщиков абразивных материалов, электроинструмента, алмазного инструмента.

09.03.2024Пройти комплексное обследование сердечно-сосудистой системы в Витебском областном клиническом кардиологическом центре
Витебский областной клинический кардиологический центр предлагает пройти кардиологическое обследование

08.03.2024Реальные решения для реальных проблем .Высокое качество продукта – фундамент репутации нашей компании.«Аэро СДМ»
Компания «Аэро СДМ» — динамично развивающееся производственно-торговое предприятие по выпуску продукции в аэрозольной и полимерной упаковке.


13 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация