Новости

Уперлись в реформы


В Беларуси ведется подготовка закона об электроэнергетике, который должен создать условия для привлечения в отрасль частных инвестиции путем реформирования.

 
Татьяна МАНЕНОК
 

О том, что в Беларуси принято "принципиальное решение" по вопросу реформирования электроэнергетики, первый вице-премьер Владимир Семашко заявил в ходе заседания коллегии Минэнерго еще в феврале этого года.

 
Не "резать по живому".
 

Тогда он сообщил, что в ходе реформы энергосистемы будет создана сетевая компания, она сможет работать как с государственными, так и с частными предприятиями. Предполагается установить два тарифа на электроэнергию: для конечного потребителя и на передачу.

 

"Я понимаю, что не нужно резать по живому", — констатировал В. Семашко. Тем не менее, по его словам, нужно будет "выдергивать из облэнерго определенные сети, людей, создавать структуры", и на это может уйти 2-3 года.

 

"Это нужно делать хотя бы потому, что в процессе реализации программы энергетической безопасности мы чувствуем, что не хватает денег", — признался вице-премьер. Если же придет частник и построит ГЭС, мини-ТЭЦ, то продавать электроэнергию он сможет по определенной формуле. "Но он придет туда, где будет все прозрачно. Не будет никакого диктата: будут государственный тариф и сетевая компания, которая будет одинаково относиться к частнику и госпредприятию", — добавил В. Семашко.

 

О том, что Беларусь в 2008 году приступит к очередному этапу реформирования электроэнергетической отрасли, говорил в конце января в ходе консультаций с делегацией Европейской комиссии и заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк.

 

Он признал, что "централизованная вертикально интегрированная система управления электроэнергетикой сыграла положительную роль в переходный период", но чтобы привлечь в отрасль инвестиции, ее необходимо реформировать.

 

"Белэнерго" ранее уже разделило функции сбыта электроэнергии и энергонадзора. В 2008 году планируется создать передающую компанию, выделив ее из вертикально интегрированной системы, а также организовать раздельный бухучет по видам деятельности в электроэнергетике. На следующих этапах намечено выделить генерирующую компанию и создать распределительные и сбытовые организации.

 

Но, как сообщили в Минэнерго, пока работа над проектом соответствующего закона об электроэнергетике не завершена.

 
Энергетики созрели еще 5 лет назад.
 

Грядущая реформа энергоотрасли, о которой официально заявлено, — вынужденная мера, к которой правительство прибегло в ситуации дефицита инвестиций в развитие отрасли.

Беларусь осталась единственной среди стран бывшего Союза, где энергетическое производство не разделено по видам деятельности: производство, передача и распределение энергии.
 

Отечественная энергосистема включает 6 самостоятельных РУПов (по числу областей). Она имеет высоковольтные электроэнергетические связи между РУПами (областными объединениями) и энергосистемами сопредельных государств (России, Украины, Литвы, Польши). Управляет системой концерн "Белэнерго", который подчинен Министерству энергетики.

 

Пока естественная монополия предприятий ПО "Белэнерго" интегрирована в энергетическую отрасль Беларуси, вследствие чего государство оставляет за собой право регулирования тарифов. Ценообразование в этой отрасли осуществляется по методу "издержки плюс". Электроэнергия отпускается по регулируемым единым по областям тарифам, дифференцированным по группам потребителей.

 

Очевидно, что в такой структуре отсутствуют экономические механизмы, стимулирующие снижение затрат. К тому же в условиях непредсказуемой тарифной политики отрасль становится инвестиционно непривлекательной.

 

Экс-гендиректор концерна "Бел-энерго" Сергей Белый еще 5 лет назад публично заявлял, что альтернативы реформам в электроэнергетике нет. Он подчеркивал, что моральный и физический износ основного оборудования уже сегодня переводит энергетику в зону повышенного риска, технологических отказов и аварий оборудования. И рассчитывать только на госресурсы нельзя.

 

"В отрасль каждый год нужно вкладывать 350 млн. USD, наши возможности — максимум 140 млн. USD. Заложить нужную сумму в тарифы невозможно. Где взять деньги? Нужно привлекать инвестиции", — констатировал С. Белый на энергоконгрессе еще в 2005 году.

 

По инициативе "Белэнерго" в 2003 году было подготовлено 4 варианта реструктуризации белорусской энергосистемы. Все они преследовали цель создать эффективную структуру, стимулирующую снижение издержек в отрасли. Различались варианты в основном лишь подходами к вопросам приватизации предприятий электроэнергетики. Тогда же и было решено, что реструктуризация белорусской энергоотрасли будет проводиться на базе государственной собственности.

 

Причем государство на всех этапах собиралось контролировать электроэнергетику. Предполагается, что после раздела у государства останется передача электроэнергии — это сети напряжением 35-750 кВт. И хотя во многих странах сетевые компании — акционерные общества, в Беларуси их планировали сохранить в госсобственности.

 

Предполагалось, что в сетевую компанию будут включены сети напряжением 35-750 кВт, поскольку это наиболее управляемая схема. На базе существующих предприятий электрических сетей планировалось создать высоковольтные районы электрических сетей — филиалы сетевой компании в областях.

 

Системный оператор, как предполагалось, должен был войти в состав Белорусской сетевой компании (такой опыт есть в большинстве европейских стран, за исключением России, где сетевой оператор отделен от сетевой компании).

 

Планировалось также создать генерирующую компанию. Вслед за этим возникал резонный вопрос: с кем она будет конкурировать? Поскольку внутренней конкуренции не просматривалось, уповали на внешнюю: предполагалось, что генерирующая компания будет конкурировать с перетоками энергии.

 

Что касается распределительной сети (это сети класса напряжения 0,4-10 кВт), то ее планировалось включить в состав областных сбытовых компаний, образованных на базе РУП "Облэнерго".

 

Эксперты уже тогда обращали внимание на уязвимость предложенной концепции. Было очевидно, что инвестиции невозможно привлечь в госпредприятия. Однако, согласно компромиссному проекту "Белэнерго", вопросы акционирования энергопредприятий были отнесены на более поздние этапы. На самом деле компромиссному, потому что профильные специалисты тогда хорошо понимали, что более радикальный вариант реформирования отечественной энергоотрасли вряд ли одобрит руководство страны.

 

Концепция реструктуризации белорусской энергосистемы должна была обсуждаться 31 декабря 2003 года на специальном совещании с участием А. Лукашенко. Однако тогда этот вопрос из обсуждения исключили, программу тихо похоронили, а на слово "приватизация" в отношении энергосистемы на несколько лет наложили табу.

 
Чубайс сделал то, что обещал.
 

Теперь стало очевидно, что без реформирования у белорусской энергосистемы нет будущего. Правда, как отметил В. Семашко, "делать это нужно не "по-чубайсовски", а под эгидой государства, государство должно управлять".

 

А что же Чубайс? Бывший предправления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс 2 июля доложил Дмитрию Медведеву о завершении ключевого этапа реформирования электроэнергетической системы РФ и о ликвидации холдинга.

 

Отметим, что РАО "ЕЭС России" было создано указами президента РФ Б. Ельцина в 1992 году для сохранения целостности уникальной энергетической системы.

 

Уже в следующем году акции энергохолдинга появились на торговых площадках и очень быстро стали отечественной "голубой фишкой". На рубеже веков стало очевидно: отрасль нуждается в финансовом оздоровлении и технологической модернизации, что было практически невозможно без привлечения частных средств.

 

Для создания инвестиционно привлекательного климата в электроэнергетике команда А. Чубайса, возглавившего РАО "ЕЭС" в 1998 году, с 2000 года начала разрабатывать концепцию реструктуризации. Ей понадобилось 8 лет, чтобы убедить критиков реструктуризации в ее необходимости и выработать схему преобразований, защищающую интересы и акционеров, и потребителей, и частных инвесторов, и государства.

 

В основе реформы лежит базовый принцип разделения отрасли на конкурентный и монопольный виды деятельности: производство (генерация), сбыт, транспорт (сети) и диспетчеризация.

 

В отрасли постепенно разрушается вертикально интегрированная структура и создаются генерирующие компании, ориентированные на работу в рыночных условиях, выделяются конкурентные сбытовые компании, а также Федеральная сетевая компания (ФСК) и системный оператор, сосредоточившие контроль за транспортной и диспетчерской инфраструктурой.

 

Под контролем государства также останутся гидроэнергетика ("РусГидро"), РАО "Энергетические системы Востока", "Холдинг МРСК" и "Интер РАО ЕЭС", отвечающая за экспорт-импорт электроэнергии.

 

В результате преобразований в электроэнергетике были созданы все условия для привлечения средств частных компаний в новое строительство. В результате "энергораспродажи" отрасль получила почти 900 млрд. RUB частных инвестиций на строительство новых и реконструкцию существующих энергообъектов.

 

Оптовый и розничные рынки электроэнергии в России были запущены в сентябре 2006 года. В процессе поэтапной либерализации этих рынков к 2011 году вся электроэнергия в РФ будет продаваться по свободным ценам. Лишь для населения цена электроэнергии будет до 2014 года устанавливаться государством.

 

Контроль за энергобезопасностью остается в руках государства. Следить за этим будет новое Министерство энергетики РФ.

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

13.03.2024Резиновые покрытия Rubtex® — современное и экологичное покрытие
Резиновая плитка Rubtex из резиновой крошки совсем недавно появилась на рынке в Беларуси

12.03.2024Вся мука, которую производит Сморгонский комбинат хлебопродуктов является цельнозерновой
Попробуйте муку от «Сморгонского КХП» и вы оцените её за неповторимый вкус!

12.03.2024Промышленный альпинизм в Бресте
Брестпромальп ЧП предлагает услуги в области промышленного альпинизма

12.03.2024ОАО «Завод «Оптик» предлагает широкий выбор уникальной маркетинговой продукции – сувениров из стекла собственного производства
Производство сувениров из стекла собственного производства с логотипом вашей фирмы

11.03.2024Предпроектная документация-УП «БЕЛПРОМПРОЕКТ»
УП «БЕЛПРОМПРОЕКТ» оказывает услуги по разработке отдельных разделов проектной документации на любых стадиях проектирования.


12 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация