Новости

Конкуренция все жестче

В Краснодарский край РФ наша страна экспортирует товаров больше, чем в США. Но, по данным Белстата, за 11 месяцев 2009 г. белорусские поставки на Кубань уменьшились на 35,3%, до 106,7 млн.USD, а импорт и вовсе упал на 53,3%, до 20,9 млн. USD. Как не только восстановить докризисный товарооборот, но и придать двусторонним торгово-экономическим отношениям новый импульс? На этот и другие вопросы «ЭГ» попросила ответить полномочного представителя главы Администрации Краснодарского края в Беларуси Олега МУРАХОВСКОГО.
— В минувшем кризисном году Беларусь несколько уменьшила в своих закупках долю промежуточных (сырья, материалов и комплектующих) и потребительских товаров, зато удельный вес инвестиционных товаров и услуг существенно увеличился: с 3,4% в январе–октябре 2008 г. до 34,2% за такой же период 2009 г., — сообщил О.Мураховский. — В их составе только услуги по ремонту турбореактивных и турбовинтовых двигателей составили 4,7 млн. USD. Одновременно Беларусь практически отказалась от приобретения на Кубани нефтепродуктов, которые занимали более трети в прежнем объеме закупок (13,7 млн. USD). Прекращены также поставки удобрений, которых год назад ввозилось на 4,8 млн. USD. Значительно снижено потребление кубанского продовольствия, что, полагаю, связано с развитием своего сельского хозяйства.
В белорусском экспорте на Кубань с 37,6% до 43,7% увеличилась доля промежуточных товаров. Треть поставок составили потребительские товары, в том числе продовольственные. Но это не смогло компенсировать потери от сокращения ввоза тракторов на 13,6 млн. USD, грузовых автомобилей на 8,1 млн. USD, уборочной сельхозтехники на 6 млн. USD, шин на 5,4 млн. USD, дорожной техники на 4,1 млн. USD, прицепов и полуприцепов на 3,6 млн. USD. Во многом это отложенный спрос, связанный с усложнением доступа потребителей к кредитам в условиях объективного влияния последствий глобального финансового кризиса. Не скрою и другую причину. МАЗ, например, начинает у нас проигрывать конкурентную борьбу китайским самосвалам и автобусам.
— Олег Юрьевич, что, на ваш взгляд, следует предпринять белорусским экспортерам, чтобы увеличить свое присутствие на рынке Кубани?
— Помимо совершенствования продукции, рекомендовал бы разнообразить маркетинговую стратегию и тактику. Сегодня продавцы американской и европейской сельхозтехники для вхождения на рынок края предлагают различные схемы приобретения их товара: лизинг, льготные кредиты и пр. Белорусскую же технику у нас можно купить только по предоплате. Полагаю, ситуация вскоре должна измениться. Принято решение о создании дочернего предприятия в г. Армавире с организацией выставочной площадки и центра сервисного обслуживания белорусской сельхозтехники. Соучредители — белорусское ОАО «Промагролизинг» (74%) и ООО «Армавир-ресурс» (26%).
Кроме того, на Кубани имеют свои торговые дома и дилерские сети МАЗ, МТЗ, «Гомсельмаш», «Белшина», «Ударник», «Бобруйскагромаш» и другие крупнейшие предприятия Беларуси. Самое время активизировать деятельность этих структур. Белорусские производители потребительских товаров могли бы активнее участвовать в выездных выставках-ярмарках в курортных городах края. Летом и в начале осени население Кубани за счет отдыхающих с 5 млн. человек увеличивается до 15 млн.
— Однако, судя по сокращению белорусского экспорта более чем на треть, глобальный кризис довольно сильно уменьшил объемы производства субъектов хозяйствования и покупательную способность населения Кубани. Какая сейчас ситуация в экономике и на потребительском рынке края? Какие новые ниши открываются в них для белорусской продукции и услуг?
— Задача достижения уровня среднемесячной зарплаты в 500 USD на Кубани уже решена. Это к вопросу о покупательной способности населения. Другое дело, что белорусским потребительским и иным товарам приходится выдерживать на нашем рынке все более жесткую конкуренцию. Современных товаров не только зарубежного, но и российского производства становится все больше.
Что касается положения в экономике края, то оно оценивается как удовлетворительное. Если в отдельных регионах России падение производства в 2009 г. достигло 30%, то на Кубани — 4%.
В 2010 г. и в последующие годы в крае намечено выполнить большой объем строительно-монтажных работ, в т.ч. и в связи с предстоящей зимней Олимпиадой в Сочи. В этой связи изучается вопрос о сотрудничестве с белорусскими проектными и строительными организациями. Администрации муниципальных образований Краснодара, Сочи, Туапсе, Армавира выразили готовность к сотрудничеству с ГПО «Минскстрой» в качестве субподрядной организации, а в случае победы в конкурсных торгах и как с подрядной. В ноябре прошлого года в работе VIII Международного инвестиционного форума «Сочи-2009» впервые участвовала официальная белорусская делегация во главе с заместителем премьер-министра Виктором Бурей. В ходе переговоров обсуждались в том числе вопросы наращивания экспорта строительных услуг в Краснодарский край.
— Насколько развита в торгово-экономических отношениях Беларуси и Кубани производственная кооперация? Каковы у нее перспективы?
— В основном производственная кооперация реализуется через создание СП и взаимную поставку комплектующих. Наше представительство в настоящее время курирует такой проект, в котором участвуют Армавирский электротехнический, Гомельский станкостроительный заводы и брестское УП «Гефест-техника». Предполагается оснастить белорусские стиральные машины и воздухоочистители кубанскими электродвигателями.
В Краснодарском крае ведут переговоры по созданию совместных производств МТЗ, «Могилевлифтмаш», Минский моторный завод, «Бобруйскагромаш», «Гомсельмаш», «Дорэлектромаш» и другие белорусские предприятия. В своих планах они находят поддержку краевого департамента промышленности. Но при условии, что часть производства в рамках предлагаемых сборочных проектов будет осуществляться в крае. «Отверточная сборка», ориентированная исключительно на получение производителями из Беларуси преференций на территории России, отклоняется в принципе.
— Беларусь, Россия и Казахстан объединились в Таможенный союз. Как, по вашему мнению, повлияет его создание на белорусско-кубанские торгово-экономические отношения?
— Думаю, что серьезных изменений в наших двусторонних отношениях не произойдет. Ведь Таможенный союз Беларуси и России существует с 1995 г. и по основным товарным позициям условия взаимных поставок согласованы. К тому же в Краснодарском крае нет и никогда не было ограничений на продажу белорусских товаров.
А вот на упрощение механизма ввоза кубанской алкогольной продукции в Беларусь в рамках действия «Союза трех» я надеюсь. В крае расположено более 40% российских виноградников. Наши коньяки очень высокого качества, а марочные вина славятся уже не первое столетие.
— Беларусь старается улучшить инвестиционный климат. Оценили ли эти усилия кубанские инвесторы?
— И не только кубанские, но и многих государств мира. Но все же это только начало необходимых преобразований. Действующие в Беларуси процедуры взаимоотношений участников совместного проекта не всегда оптимальны. По этой причине, к примеру, возник сбой в ходе реализации договоренности о поставке в Краснодарский край племенного крупного рогатого скота, из-за чего Беларусь недополучила в прошлом году столь нужную ей валюту.
Немалое препятствие — элементарное отсутствие деловых связей у многих субъектов хозяйствования, незнание возможностей друг друга. Наведению мостов будет способствовать бизнес-форум «Россия–Беларусь-2010, товары народного потребления: новые контакты и увеличение продаж». Его проводит 18–19 февраля российско-белорусско-украинская группа компаний EMAS Group на базе Дома Москвы в Минске при поддержке представительств российских регионов в Беларуси и Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М.Кунявского. Полагаем, что удастся организовать прямой контакт между крупнейшими розничными торговыми сетями и товаропроизводителями обеих стран и существенно нарастить взаимный товарооборот.

Беседовал Николай ТОЛСТИК

Источник: «Экономическая газета» www.neg.by




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

17.04.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

17.04.2024Реализация свежих овощей закрытого и открытого грунта
Производство и реализация замороженных овощей, ягод, грибов, солений, квашений, маринадов.

17.04.2024Промышленный альпинизм в Бресте
Брестпромальп ЧП предлагает услуги в области промышленного альпинизма

17.04.2024Продукция предприятия – отливки по чертежам заказчика
«ГОМЕЛЬСКИЙ ЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД «ЦЕНТРОЛИТ» – крупнейшее предприятие Беларуси, специализирующееся на производстве литых изделий из серого и высокопрочного чугуна

17.04.2024Оздоровительный центр функционирует в круглосуточном круглогодичном режиме.
Оздоровительный центр Брестского отделения Белорусской железной дороги РУП


9 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация