Новости

ЛОВУШКА N179

Бизнес против попыток Минэкономики оставить страну без импорта

Трудно вспомнить такой жесткий публичный конфликт между белорусским бизнесом и правительством, какой мы наблюдаем вокруг постановления Минэкономики N179. На инертный, не успевший отойти от летних отпусков бизнес вылили ушат ледяной воды. Расчет властей был на то, что предприниматели, как всегда, проглотят новые правила импорта и торговли зарубежными товарами. Не проглотили. Начали возмущаться.

Ярослав РОМАНЧУК

«Мы не ставили целью кого-то удушить…»

Минский столичный союз предпринимателей и нанимателей первым забил тревогу. Его руководители Владимир Карягин и Виктор Маргелов быстро организовали импортеров и производителей, подготовили анализ постановления N179 и его последствий и организовали встречу с представителями Минэкономики, из недр которого вышел данный документ. На ней представители бизнес-сообщества в пух и прах разбили аргументы чиновников.

Позиция Минэкономики оказалась банальной, на уровне дискуссии в курилках. Чиновники прикрылись жалобами населения (количество жалующихся, конечно, не было названо) на рост цен и решили помочь старушкам-пенсионеркам и национальным производителям.

Чиновники Минэкономики рассуждают примерно так: «Импорт душит белорусских производителей. Потребители недостаточно патриотичны и предпочитают иностранные товары. Многие импортеры зарабатывают слишком много, жируют. Значит, нужно объявить импорту бой, или, на юридическом языке, его упорядочить».

На заседании внеочередного Координационно-консультационного совета деловых сообществ замминистра экономики Владимир Адашкевич заявил: «Мы не ставили целью кого-то удушить… У нас вызывает озабоченность, что по многим товарам импорт начинает задавливать белорусских производителей. Причем это касается тех групп, которые мы производим сами и которые по качеству не уступают импортным…»

Адашкевич сказал, что люди жалуются на высокие цены на овощи, цитрусовые и бананы. По его мнению, оптовых посредников по отдельным группам товаров больше, чем надо. Это цепочка накручивает цены в три-четыре раза. Поразительная осведомленность о десятках тысячах производственных и сбытовых процессов! Если норма прибыли на каком-то сегменте рынка высокая, нужно всего лишь разрешить открытую конкуренцию.

После первого разговора представителей Минэкономики и бизнес-сообщества у предпринимателей сложилось впечатление, что здравый смысл возобладает, постановление будет отменено. Аргументация, факты и оценки бизнеса не встретили никакого сопротивления, кроме растерянных кивков головами.

Однако белорусское чиновничество не привыкло сдаваться без боя. Уже в четверг, 4 сентября, чиновники бросились в контратаку. Декларации о приостановлении действия постановления N179 сменились предположениями о внесении в него поправок. Одна из них - ограничение числа товарных групп, на которые распространяется импортная надбавка в 30%. Ясности в том, какие товары попадут под постановление, больше не стало.

Спуская на тормозах

Поскольку бизнес не пригрозил забастовкой и организацией активных форм протестов, чиновники успокоились и перевели конфликт в вялотекущую фазу технических переговоров. Директор департамента по предпринимательству Минэкономики Александр Лихачевский пояснил, что работа будет организована в привычном режиме. «Слушая доводы предпринимателей, нельзя не отметить, что у некоторых из них действительно низкая надбавка, и предлагаемые ограничения усложнят их работу, но у кого-то она превышает 25%, т.е. многое зависит от сферы деятельности предприятий-импортеров и перечня завозимых ими товаров. Вот эти детали и будут учтены» - пообещал чиновник.

Минэкономики заверило, что в ближайшее время будет найдено компромиссное решение. «Наша практика не раз подтверждала это», - добавил Александр Лихачевский. Своим замечанием чиновник все расставил по своим местам. Если все будет, как прежде, белорусский бизнес однозначно проиграет. Вместе с белорусским потребителем.

Единственное правильное решение, которое было бы выгодно и бизнесу, и бюджету, и Беларуси в целом, - полная и безоговорочная отмена постановления N179. Его модификация в той или иной форме - просто изменение скорости монополизации разных сегментов рынка. Минэкономики хотело это сделать одним махом. Не получилось. Бизнес громко огрызнулся. Раз так, подумали чиновники, значит, будем добивать постепенно.

На данном этапе чиновники могут оставить в покое импортеров технологического оборудования, машин и неких уникальных товаров, без которых производство больших белорусских заводов будет затруднено. У них нет прямых конкурентов внутри страны. Зато под раздачу рискуют попасть импортеры пива, кондитерских изделий, трикотажа, одежды, обуви, бытовой химии, электроники, стройматериалов, мебели и т.п.

Для многих компаний вместиться в 30-процентную торговую надбавку будет невозможно. Расходы на обслуживание кредита, операционные и транспортные издержки, в т.ч. на продвижение товара, обучение персонала, модернизацию производства… Мелким торговым организациям не выжить в предложенных правительством условиях.

Руководители многих белорусских госпредприятий давно обивают пороги Минэкономики, администрации президента и Совмина, чтобы добиться принятия мер против импорта. Эти лоббисты апеллируют к необходимости выполнения тех же задач, которыми озабочены сами чиновники: обеспечение темпов роста ВВП, роста продаж, инвестиций, рентабельности и т.д. В рамках затратной, энергоемкой, низкотехнологичной, забюрократизированной модели экономики наши предприятия не могут конкурировать с европейскими, российскими или украинскими. Минэкономики уступило давлению этих корпоративных лоббистов. В ущерб национальным экономическим интересам Беларуси.

Но весь импорт не исчезнет с прилавков белорусских магазинов. Да, меньшим станет ассортимент. Выше станут цены на немассовые товары. После ухода с рынка малых и средних фирм, которые не могут использовать эффект масштаба, подорожает весь импорт. Олигополисты, сформировав мощные и безальтернативные сети сбыта, смогут наверстать упущенную выгоду на данном этапе ликвидации малых импортеров. К числу потенциальных «смертников» относятся ИП, ЧУП и торговые предприятия с малым оборотом. Интересно, ликвидация рабочих мест, дискриминационная практика будущих монополистов, издержки коррупции и «серой» экономики входят в калькуляцию Минэкономики?

Большой бизнес ограничение надбавки 30% нисколько не смущает. В цепочках белорусского импорта появятся оффшоры. В инвойсах на импортные товары появятся более высокие цены. Часть прибыли импортеров и оптовиков будет оставаться за рубежом.

Большие компании могут себе позволить такие схемы, а вот для малых фирм издержки на создание и поддержание предлагаемых Минэкономики цепочек будут неподъемными. Они будут вынуждены ввозить товар контрабандой, покупать фальшивые документы, подкупать таможенников и контролеров. Издержки импорта для ИП и малого бизнеса увеличатся, и не все их осилят.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация