Новости

Чтобы «Дружба» не умерла

Беларусь загорелась строительством второй ветки газопровода Ямал-Европа

На прошлой неделе на пресс-конференциях, состоявшихся в Минске, в адрес иностранных инвесторов почти синхронно прозвучали два неофициальных предложения по развитию белорусской транзитной сети российских углеводородов. Белорусское руководство входит в активную фазу подготовки к непростому 2011-му транзитному году.

Фёдор ЖАХОВ

Заместитель гендиректора ОАО «Белтрансгаз» Дмитрий Аннюк вдруг отрапортовал о готовности Беларуси к строительству второй ветки газопровода Ямал-Европа. Хотя, чем отличается эта словесная готовность от заявлений Александра Лукашенко образца 2007г., понять трудно, поскольку с тех пор в Беларуси рыть траншеи под трубы еще никто не начинал. Сама же идея строительства второй очереди газопровода Ямал-Европа насчитывает уже не один десяток лет. Но европейские страны тогда не стали финансировать строительство Ямал-Европа-2, под нажимом США даже отказавшись поставлять в СССР трубы широкого диаметра.

Сейчас градус взаимоотношений между Россией и США опять упал почти до нуля, и американцы готовы поддерживать любые альтернативные энергопроекты, кроме тех, которые рассчитаны на прокачку российского газа или нефти. Тем не менее аналогичное предложение о готовности к строительству Ямал-Европа-2 поступило из постсоветской Беларуси. «Если будут приняты решения о строительстве европейской стороной или другими участниками, то это возможно», - сообщил Аннюк - Когда проектировалась первая ветка [более 30 лет назад. - Ф.Ж.)], были приняты такие проектные решения, которые позволяют прокладывать и вторую ветку».

В общем, решение свежее и смелое, а главное, все уже на мази. Осталось дождаться спонсоров из Европы. Хотя вряд ли они ринутся сюда с лопатами и деньгами, поскольку их современный интерес заключается не столько в увеличении объема поставок российского газа, сколько в надежности его транзита. Эта проблема для Европы возникла сразу после того, как бывшие советские республики стали суверенными странами, для ее решения нужны не новые трубы, а обладание правом собственности на старые газотранспортные транзитные сети.

Однако официальных предложений по их приватизации в адрес немецких или польских компаний из Беларуси никогда не поступало. Хотя только объединенное участие покупателей, транзитеров и поставщика газа в приватизации «Белтрансгаза» могло бы стать действительно надежной гарантией поставок газа в Европу через Беларусь. Объединять интересы иностранных инвесторов в этом проекте оказалось сложнее, чем соединять оперу и балет в одном национальном театре. Решили поступить проще: отжалели половину активов «Белтрангаза» одному «Газпрому».

Однако, судя по некоторым вполне очевидным признакам, руководство российского концерна пока тоже не в восторге от приобретенного белорусского пакета акций. Впрочем, мешает не только низкая эффективность купленных белорусских газотранспортных активов. Судя по словам посла России в Беларуси Александра Сурикова, россияне не спешат приступать к строительству второй очереди проекта, пока не достроят первую очередь газопровода NordStream, прокладываемого по дну Балтийского моря.

Другое, не менее интересное предложение поступило на прошлой неделе от зампреда концерна «Белнефтехим» Владимира Волкова, который подал сигнал руководству российской компании АК «Транснефть» о возможности ее участия в приватизации Новополоцкого РУП по транспорту нефти «Дружба» и РУП «Гомельтранснефть Дружба». Но до начала приватизации предстоит акционировать два по сути госпредприятия, и на этом этапе нет необходимости участия российского капитала. А далее предстоит узнать, какую долю акций ему обещают продать. Если те же 50%, что и в случае с «Белтрансгазом», то, похоже, эксперты из российского издания «Время новостей» поторопились с выводами.

«Контроль над белорусскими предприятиями означает, что Беларусь не сможет, как в январе 2007г., перекрыть задвижку: это нужно будет согласовывать с собственником инфраструктуры. И в этом смысле ликвидируется главный риск, из-за которого полтора года назад и решено было строить «БТС-2», - полагают они. А кто сказал, что «Транснефти» будет продан контрольный пакет акций? На этот счет никаких заявлений с белорусской стороны зафиксировано не было. Российское издание явно выдает желаемое за действительность.

Если же россиянам будет продан миноритарный пакет акций, то вряд ли такой пакет сможет стать стопроцентной гарантией бесперебойной транспортировки российской нефти в случае очередного хозяйственного катаклизма. И в этом случае не стоит ставить под сомнение целесообразность строительства Балтийской трубопроводной системы - БТС-2. Одно другому ничуть не мешает, и сэкономить деньги, отказавшись от реализации проекта БТС-2, россиянам вряд ли удастся. В этом можно будет убедиться, как только российское правительство подпишет (в самое ближайшее время) постановление о начале строительства нефтепровода БТС-2.

Тем более что российский премьер Владимир Путин, проталкивающий данный проект, задолго до появления белорусского предложения расценил его «не как альтернативу «Дружбе», а как дополнение». Причем чуть менее мощное дополнение к «Дружбе», нежели строящийся российский нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан». Россия, получая более 80% бюджетных доходов от экспорта энергоносителей, при наличии необходимых финансовых ресурсов просто обязана гарантировать сохранение и развитие столь весомого источника национального процветания в будущем, не сдерживая себя мелочной экономией на текущих инвестиционных расходах.

А вот белорусскому правительству придется очень постараться, чтобы предложение о приватизации госнефтепроводов сильно заинтересовало «Транснефть». В противном случае белорусскую ветку «Дружбы» в 2011г. ждет такая же судьба, как и ныне бездействующие ответвления в направлении Латвии и Литвы.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

18.04.2024Сервисный центр Белтепломашстрой ЗАО обладает парком собственного оборудования
Сервисный центр Белтепломашстрой ЗАО

18.04.2024Дневной Дозор - это гарантированное быстрое исполнение Вашей заявки
"Не обещать невозможного! Быстро и качественно выполнять обещанное!" - таков девиз компании Дневной Дозор ЧП.

17.04.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

17.04.2024Реализация свежих овощей закрытого и открытого грунта
Производство и реализация замороженных овощей, ягод, грибов, солений, квашений, маринадов.

17.04.2024Промышленный альпинизм в Бресте
Брестпромальп ЧП предлагает услуги в области промышленного альпинизма


9 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация