Новости

НАКРУЧИВАЯ СЧЕТЧИК

Бензин может снова подорожать

«Белнефтехим» не исключает повышения цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, сообщил на пресс-конференции в Минске заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Волков. «Будем смотреть на состояние мировых рынков нефти и нефтепродуктов», - заявил Волков. Хотя смотреть на них из Беларуси - только глаза портить. Нет в этом смысла, пока цены на моторное топливо жестко регулируются правительством.

В этом году представители «Белнефтехима» предпочитают объяснять череду акций по повышению цен подорожанием нефти на мировых рынках и убыточностью работы на внутреннем рынке. Но летом мировые цены на нефть снизились на 34%, и цена нефтяной корзины ОПЕК составляет уже $103 за баррель. Тем не менее концерн опять намекает на возможность дальнейшего роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Этот парадокс легко объясняется сохраняющейся разницей в ценах на бензин в Беларуси и сопредельных странах. Через границу продолжают сновать автомобили с импортными номерами, вывозящие тонны сравнительно дешевого белорусского топлива.

По данным КГК, за 14-15 августа на 33 проверенных АЗС, расположенных в приграничных районах, иностранным перевозчикам реализовано 705 тыс. л дизельного топлива. «Только за два дня через белорусско-польскую границу в Беларусь въехали порожними (или с минимальным количеством топлива) пятнадцать автомобилей. В эти же дни указанные автомобили, следующие без груза, выехали из страны через белорусско-литовскую границу. Ими было вывезено в баках свыше 16 тыс. л дизельного топлива», - сообщили «Интерфаксу» в президентской пресс-службе.

Поэтому и КГК, и «Белнефтехиму» есть резон более пристально наблюдать не столько за мировыми ценами, сколько за ситуацией, складывающейся в приграничных зонах. Однако в преддверии третьего повышения внутренних цен на нефтепродукты, состоявшегося 23 июля, концерн не смог объективно оценить ситуацию: его представители тогда заявили, что, «вероятно, это будет последнее в этом году повышение цен на нефтепродукты на внутреннем рынке». Хотя уже тогда было ясно, что в этих словах было больше надежды, чем твердой убежденности. Ведь есть еще один аспект проблемы - бюджетный, и его следует считать основным.

В условиях роста мировых цен на нефть белорусская система обеспечения нефтепродуктами чувствовала себя отменно. НПЗ покупают нефть с учетом минимальной российской экспортной спецпошлины. До 1 октября ее величина составляет $166,1, в то время как другие страны-импортеры российской нефти платят пошлину $495,9 за тонну нефти. Разница в $300 на 1 т нефти - неплохой источник бюджетных доходов при условии, что из нее производят нефтепродукты, предназначенные для поставки на экспорт в Европу. Но в «Белнефтехиме» утверждают, что рентабельность реализации моторного топлива на внутреннем рынке почти нулевая. Этим и пользуются водители транзитных автомашин из сопредельных стран, лишая НПЗ и белорусский бюджет большей части дохода.

Кстати, так поступают не только ушлые водители-дальнобойщики из новоиспеченных стран ЕС. Даже таксисты из Вильнюса, имеющие в паспорте многократную белорусскую визу, не брезгуют поездками за бензином в Беларусь. И это следует учитывать «Белнефтехиму», который берет нефть не из бездонной бочки, а строго в пределах, установленных в российско-белорусском топливно-энергетическом балансе. На 2008г. баланс предусматривает поставку в Беларусь 21,5 млн. т российской нефти, и его выполнение идет с заметным опережением. Поэтому нельзя исключать, что правительству придется упрашивать российских поставщиков о дополнительных закупках нефти во избежание дефицита на внутреннем рынке.

Вот тут-то россияне могут и напомнить белорусским покупателям о правилах рыночного ценообразования. В первой половине 2008г., когда мировые цены на нефть подбирались к рекордной отметке в $145 за бочку, моторное топливо в Беларуси было заметно дешевле, чем в России. Но после трехкратного повышения цен ситуация по бензину изменилась в пользу России. В августе, после того как упали мировые цены на нефть, российское дизельное топливо подешевело вместе с российским рублем. По данным на 2 сентября текущего года, на заправках Московской области АИ-92 стоил от $0, 95 до $0,99, в то время как в Беларуси - $1,17. Дизельное топливо теперь в России тоже дешевле: от $1 до $1,02, а в Беларуси - $1,06.

В настоящее время нефтепродукты на внутреннем рынке чуть стоят больше, чем в России, но на 40% меньше, чем на Украине, и в два раза меньше, чем в Западной Европе. Об этом не зря вспомнил Волков на пресс-конференции. Однако, строго следуя этой логике, не мешало бы вспомнить и о средней белорусской зарплате, которая пока еще далека от западноевропейских стандартов. Дальнейшее повышение внутренних цен на моторное топливо (во избежание вывоза топлива водителями транзитных автомобилей) следовало бы уравновесить пропорциональным ростом зарплаты или специальной компенсацией роста цен на топливо, уже выплачиваемой, например, во Франции. Нельзя же беспредельно вздувать цены на бензин, называя эти манипуляции «регулированием цен».

Тем более что премьер-министр Сергей Сидорский уже провозгласил необходимость перехода к рыночной системе ценообразования. Когда мировые цены на нефть вплотную приблизились к отметке в $100 за баррель, момент для реформ самый благоприятный. Для начала нужно лишь снизить долю акцизов в цене на бензин хотя бы до прежнего уровня, т.е. с 60% до 50%. Иностранным водителям дизельное топливо можно продавать так же, как и места в гостиницах, т.е. дороже, чем местным жителям. В любом случае, исправлять ситуацию нужно не за счет карманов налогоплательщиков, а за счет бюджета. Только так будет справедливо.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация