Новости

Как на Востоке

Свершилось: МВФ настоятельно рекомендовал Беларуси изучать опыт Китая. Хотя бы и в части необходимости структурной перестройки экономики. Плюс требование «жить по средствам» и реверансы идеологам либерализма вроде пожелания сокращения вмешательства государства в экономику и допуска иностранного капитала к приватизации. Поскольку Беларуси, в отличие от многих других стран, пока удается удерживать свою финансовую систему в относительном равновесии и не допускать серьезного спада, претензии МВФ выглядели бы нелепо и уж слишком политически ангажированными.
До сих пор источником вдохновения для экспертов МВФ, разрабатывающих рекомендации для различных стран, являлся «план Маршалла». И во всех их расчетах неявно подразумевалось, что заменой массированным американским инвестициям послевоенного периода станут инвестиции «свободного рынка».
Но уже с начала 1970-х гг. рекомендации стали давать сбои. Ни в одной стране в этот период советы МВФ не привели к существенному оздоровлению экономики. Самый известный провал - Аргентина, но и в других случаях результаты были не лучше. В итоге в мире сложился имидж МВФ как проводника неоколониализма и американского влияния. Абсолютное господство среди экспертов МВФ идеологов либерализма, несоответствие их рекомендаций насущным национальным интересам стран - получателей помощи ничего, кроме раздражения, вызывать и не могли. Мир изменился, и МВФ слишком поздно это осознал. Правда, пока не до конца.
Что, например, на деле означают рекомендации МВФ ускорить структурные реформы в экономике? Для такой небольшой страны, как Беларусь, экономика которой неизбежно ориентирована на экспорт, выбор направления структурных реформ - выбор экспортных ниш на мировых рынках. Корея, Тайвань начинали с приоритетного развития текстильной промышленности, потом перешли на создание развитого судостроения, металлообработки и производства электробытовой техники и постепенно вышли на электронику и современную сбалансированную экономику. Они удачно вписались в мировую конъюнктуру тех времен: общий рост мировой экономики, структурные реформы в экономике США, открывшие для них американский рынок, заказы на обслуживание вьетнамской войны.
Сегодня такой путь закрыт мировым кризисом перепроизводства. Чтобы продавать, нужно кого-то вытеснять. Интеллигентские бредни «нужно производить то, что требуется на рынке» - бредни и есть. Сегодня на мировых рынках не нужно ничего - всё есть. И в то же время продать можно все. Качественное - подороже, не очень качественное - подешевле. Проблема в том, что большая часть белорусской продукции слишком дорогая для своего уровня качества и недостаточно современная и качественная для своей цены. И устаревшие технологии не позволяют ни существенно повысить качество, ни существенно снизить цены. Кризис сбыта - цена, которую платит наша промышленность за отсутствие своевременной модернизации, вытягивание средств из промышленности на другие общегосударственные нужды. В таких условиях структурные реформы требуют инвестиций в объемах, в разы превосходящих возможности внутреннего накопления. К тому же сначала нужно определиться, куда и сколько вкладывать. Что, при отсутствии серьезного присутствия наших производителей на мировых рынках, тоже непростая задача.
Иллюзорны и надежды на приватизацию как источник средств для модернизации. Это в условиях роста экономики приватизация может быть успешной: и покупателей проще найти, и цену можно взять, и выручку с толком вложить. В условиях кризиса запускать приватизацию можно только от большой беды.
Принципиальное отличие экономических политик Китая и Беларуси - отличие выверенного и жестко проводимого в жизнь стратегического курса Китая от популизма как государственной религии Беларуси. Китай сначала стал крупным экспортером, создал современный промышленный потенциал, накопил ресурсы и только сейчас приступил к модернизации сельского хозяйства и социальной сферы. Пошел бы Китай по белорусскому пути - все ресурсы давно были бы брошены на повышение уровня жизни и модернизацию села. И сегодня Китай в лучшем случае находился бы в ряду таких стран, как Мексика, Аргентина, Нигерия. А Китай сделал вывод из «кризиса азиатских рынков» 1997-98гг., обрушившего экономики Кореи, Тайваня, Малайзии, когда обеспечение национальной экономической безопасности и модернизация промышленного потенциала стали там абсолютным приоритетом. Китай строит здание своей экономики с фундамента, Беларусь - с крыши и украшений.
События 1989г. на площади Тяньаньмынь и подавление феодально-теократической реакции в Тибете оказались экономически оправданными, поскольку позволили сохранить в стране единый стратегический курс. Еще Стендаль писал, что «всякая демократия бесплодна, и все истинно великое было создано при тиранах!». Авторитарное правление успешно, если верно выбран курс. Но оно не позволяет корректировать ошибки. А вот популизм и откровенное неумение правительства управлять промышленным потенциалом страны - прямая угроза для национальной безопасности любого государства. Тем более когда отсутствует механизм коррекции курса.
Мнения колумнистов могут не совпадать с точкой зрения редакции
Источник: http://belgazeta.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk    

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом