Новости

Амбициозный проект в тумане

Белорусский морской флот, который планировалось создать еще в 2006 году, не создан до сих пор. Почему?

 
Татьяна МАНЕНОК
 

Объем белорусских внешнеторговых грузов, которые перевозятся морским путем, постоянно увеличивается — сейчас это около 30 млн. т. В том числе 15 млн. т — нефтепродукты, еще 7,2 млн. т — калийные удобрения, а также колесная техника, металлы, сахар-сырец и т. д. К слову, практически все сухопутные страны Европы и Азии (в том числе и Монголия) имеют свой торговый флот.

 

В последнее время Совмин настойчиво требует от отечественных экспортеров "включаться" в экспортную логистическую цепочку, чтобы "не дарить кому-то транспортную составляющую", которая в цене продукции составляет более 50%. Поэтому сейчас не только Белорусскую калийную и Белорусскую нефтяную компании, но и продавцов лесопродукции, металлопродукции нацеливают на заключение контрактов на условиях CIF. Очевидно, что наилучшим образом решить эту задачу позволяет наличие собственного флота. В этом случае белорусские перевозчики, занимаясь фрахтом иностранных судов, смогут доставлять грузы в порты назначения, экономя на транспортных издержках.

 
Этапы незавершенного пути.

К созданию морского торгового флота Беларусь приступила еще в 2004 году, когда начала фрахтовать морские суда. Позже от фрахта перешла к аренде судов. Предполагалось, что в 2006 году страна закупит собственные суда. И к этому все шло.

 

В Минэкономики на экспертизу поступил бизнес-план по закупке с помощью кредитов двух судов — одно грузоподъемностью 30 тыс. т и судно типа "река — море" — дедвейтом 6 тыс. т. В то время стоимость бывшего в употреблении сухогруза до 30 тыс. т оценивалась от 10 млн. до 20 млн. USD. Примечательно, что эти планы нашли поддержку и в Администрации президента.

 

Повышенное внимание к проекту, видимо, и дало основание профильным специалистам Минтранса заявить, что национальный флаг на первом торговом судне может быть поднят уже в июле 2006 года. Однако эти планы не сбылись.

 

"Идея морского торгового флота Беларуси не забыта. Мы по-прежнему стремимся его создать. Однако этот процесс требует определенных усилий на уровне государства", — подчеркнул начальник управления морского и речного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Бронислав Говоровский, отвечая на одной из пресс-конференций на вопрос корр. "БР" о ходе реализации проекта.

 

По его словам, Минтранс в течение нескольких лет пытается "протолкнуть" указ о некоторых мерах по созданию торгового морского флота. Однако поскольку он включает преференции для белорусского морского транспорта, Минфин не соглашается ставить свою подпись под документам.

 

"Указ подготовлен давно. Сопротивляется Минфин. Его позиция такая: все должны платить налоги. Но ведь флот, как и ребенок, должен сначала родиться. Между прочим, Петр I это хорошо понимал", — отметил в беседе с корр. "БР" Б. Говоровский.

 

Предусмотренные указом преференции для будущего национального флота — не прихоть Минтранса. Дело в том, что 80-90% компаний, работающих на этом рынке, зарегистрированы в оффшорных зонах. Это практически освобождает их от уплаты налогов. В то же время белорусским морским компаниям, если не предусмотреть преференции, платить налоги придется по полной программе.

 

"Поэтому мы обращаемся в правительство, где сейчас находится документ, и надеемся на принятие благоприятного для нас решения", — сказал Б. Говоровский.

 

При этом он пояснил, что национальный флот Беларуси создается поэтапно. На первом этапе были организованы перевозки экспортных грузов белорусскими транспортно-экспедиционными компаниями на зафрахтованных судах. Сейчас они перевозят около 4 млн. т. Львиную долю в этом объеме составляют перевозки ЗАО "Белорусская калийная компания".

 

Второй этап предполагает аренду судов белорусскими компаниями. "Некоторые попытки в этой области мы делали, однако достаточного опыта еще не накопили", — откровенно признал Б. Говоровский.

 

И уже на третьем этапе, когда белорусы смогут накопить опыт в области аренды судов, когда будет создана своя морская команда (кстати, сейчас выдано 1.220 национальных удостоверений личности моряка гражданам Беларуси, работающим на иностранных судах), тогда и появится резон приобретать свои суда, сказал представитель Минтранса.

 
Желание и возможности.
 

Два года назад правительство Беларуси приняло решение, что местом регистрации (согласно законодательству, это место, где находится реестр судов) станет Минск. "Нам удобнее, чтобы реестр находился в столице нашего государства. И поэтому на корме приобретенных судов будет написано "Минск", — так заявляли в Минтрансе.

 

Между тем выбор места регистрации порта и флага судов — ключевой вопрос, определяющий конкурентоспособность национального флота.

 

Президент Ассоциации судовладельцев Литвы Витаутас Лигнугарис, отвечая 2 года назад на вопросы корр. "БР" о важности регистрации морских судов под тем или иным флагом, пояснил, что выбор флага судна определяет, в какой среде морского бизнеса придется работать и, что самое главное, какая налоговая система будет к нему применяться.

 

Если страна выбирает судно с "удобным" флагом, то такое судно будет платить минимальные налоги. "Если же судно будет дорогим в плане оплаты налогов, о какой экономике флота можно говорить?" — отметил литовский специалист. Тем более что стоимость фрахта таких судов будет выше, в результате чего они не будут конкурентоспособными по сравнению с флотом других стран.

 

Этот факт подтвердил в беседе с корр. "БР" и Б. Говоровский. "Можно купить судно, зарегистрировать его в Беларуси и платить большие налоги. В то же время другая компания, зарегистрированная в оффшоре, будет платить налоги по минимуму. О какой конкуренции можно говорить?" — сказал он.

 

Почему же в целях оптимизации налоговой системы не зарегистрировать белорусское судно в оффшорной зоне? "Это можно сделать, но нам не хотелось бы, чтобы первое судно было зарегистрировано таким образом", — сказал представитель Минтранса.

 

По его словам, Минтранс рассчитывает приобрести первое судно до 2010 года. Среднетоннажное судно сегодня оценивается в 30-50 млн. USD.

 

При этом Б. Говоровский отметил, что на первых порах белорусская сторона готова пойти на то, чтобы отечественными судами оперировали опытные судоходные компании. "Мы планируем, что Белорусская судоходная компания, приобретя первое судно, в целях наработки опыта передаст его в оперативное управление опытной компании", — подчеркнул Б. Говоровский.

 

Это должна быть, по его словам, "проверенная, солидная компания, имеющая хороший опыт". Естественно, большое значение будет иметь цена предложенных услуг.

 

Соответствующие переговоры по заключению договоров на оперативное управление судами уже проводятся. Собеседник заявил, что предложений поступает много — из Литвы, Германии, России, с Кипра.

 

При этом Б. Говоровский подчеркнул, что для принятия решения о покупке собственного судна деньги не являются главной проблемой. "В конце концов, для этого можно взять кредит под гарантию правительства. Мы могли бы это сделать раньше. Но если не созданы экономические условия для национального торгового флота, это судно не сможет эффективно работать и окупить кредит", — заключил представитель Минтранса.

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
МИД     МИД

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом