Новости

Трагедия, предопределенная советским прошлым

Гибель тысяч людей в ходе скоротечной "пятидневной войны" между Южной Осетией (далее — ЮО), поддержанной Россией, и Грузией взорвала благостное спокойствие мира, начавшего азартно созерцать олимпийские баталии.

 
Александр ГРИЦАНОВ
 

С определенностью можно утверждать лишь то, что мир пережил самую серьезную метаморфозу после 11 сентября 2001 года. Тем не менее причины событий — это необходимо четко осознавать — во многом восходят к событиям почти 90-летней давности. Наследие советской национальной политики будет долго отливаться кровью в будущих судьбах многих народов былой "империи Кремля".

 

"Мины замедленного действия".

 

Сражаясь не на жизнь, а на смерть с белым движением за власть в России, большевики использовали весьма оригинальную политическую стратегию. Потерпев фиаско в укоренении в Средней Азии и Закавказье идеологических ценностей "классовой борьбы" и "международной пролетарской солидарности", коммунистические идеологи совершили радикальный поворот: они увязали (впервые в истории!) национальную идентичность с оформлением территориальных пространств.

 

Нации в СССР начали строиться в пределах специально созданных для этого территориальных образований. Появились "братские" союзные республики, национальные автономные республики, а также аналогичные округа и области.

 

Пока вся эта конструкция скреплялась властной "вертикалью" правящей партии и постоянным мощным идеологическим давлением, она была устойчивой. Экономический и политический кризис 1980-х годов привел все структурные элементы СССР в состояние центробежного движения. При этом наличие водоразделов между отдельными этносами, оформленными в качестве административных и даже формально межгосударственных границ, способствовало интенсификации ставших повсеместными межнациональных противостояний.

 
Как разворачивался конфликт в ХХ веке.
 

Различные территории, преимущественно населенные осетинами, вошли в состав Российской империи на рубеже XVIII — XIX веков. Часть из них — самостоятельно, остальные — в составе присоединявшейся тогда же Грузии.

 

После октября 1917 года Северная Осетия вошла в состав Горской республики, а затем стала автономной республикой в составе РСФСР. Южня Осетия оказалась в составе Грузии: меньшевистское правительство Н. Жордания в 1918-1921 гг. начало осуществлять политику вытеснения "чужаков". Одна за другой последовали карательные экспедиции. Всего были убиты порядка 10 тысяч человек.

 

Воспользовавшись массовым кровопролитием как поводом, большевики на штыках 11-й армии вторглись в Грузию из Северной Осетии и свергли законное правительство в Тифлисе. В 1922 году ЮО получила статус автономной области Грузии.

 

Советская власть сплотила все нации и народы железной рукой.

 

Первые проблемы возникли, когда в 1988-1990 гг. политика новой грузинской элиты во главе с тогдашним лидером страны Звиадом Гамсахурдиа предопределила возникновение осетинского сепаратизма. Гамсахурдиа заявил, что "в Грузии нет и не может быть Южной Осетии, а есть грузинские области Самачабло, Шида Картли или Цхинвальский регион".

 

Осетины не смолчали, хотя до этого у великодержавных звиадистов все этнические чистки проходили тихо: общины духоборов славянского происхождения, проживавшие на Кавказе более 200 лет, все сразу "вспомнили" об исторической родине и единодушно выразили горячее желание уехать в Тульскую область. Пять тысяч аварцев, прожив несколько веков по южную сторону главного кавказского хребта, запросились в российский Дагестан.

 

Тогдашнее московское руководство во главе с М. Горбачевым, стремясь уравновесить сепаратизм отдельных союзных республик СССР, сочло необходимым оказать содействие подъему реального статуса национальных автономий. 10 ноября 1989 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области преобразовал этот регион в автономную республику в составе Грузинской ССР. Президиум Верховного Совета Грузии 16 ноября 1989 года признал это решение незаконным и создал "комиссию по изучению вопросов, связанных со статусом Юго-Осетинской АО".

 

В ЮО это было воспринято как попытка ликвидации самой идеи автономии. В регионе начались столкновения осетинских и грузинских вооруженных формирований, которые длились, то затухая, то вновь вспыхивая, более двух с половиной лет. Грузия упразднила Юго-Осетинскую автономную область двумя конституционными актами: 20 июня 1990 года была отменена Конституция Грузинской ССР и восстановлена Конституция 1920 года, не предусматривавшая никакой автономии ЮО. Одновременно 20 сентября 1990 года Юго-Осетинский областной совет провозгласил регион уже вполне суверенной Юго-Осетинской Советской Демократической Республикой. В ответ ЮО была "ликвидирована" прямым актом ВС Грузинской ССР об упразднении автономной области 9 декабря 1990 года.

 

19 января 1992 года в ЮО состоялся референдум по вопросу "О государственной независимости и (или) воссоединении с Северной Осетией", на котором значительное большинство ее граждан поддержало эти идеи. Конфликт был остановлен после того, как 24 июня 1992 года президент РФ Борис Ельцин и председатель Госсовета Грузии Эдуард Шеварднадзе подписали в Дагомысе соглашение о принципах урегулирования конфликта. В рамках его реализации 14 июля 1992 года в ЮО был прекращен огонь, начали действовать совместные миротворческие силы в составе российского, грузинского и осетинского батальонов.

 

С тех пор ЮО была фактически независимым государственным образованием со своей Конституцией (принята 2 ноября 1993 года) и государственной символикой (флагом, гербом, гимном). Ситуация начала обостряться в начале 2004 года после прихода к власти в Грузии Михаила Саакашвили, пафосно взявшего "курс на восстановление территориальной целостности страны".

 

26 января 2005 года на заседании ПАСЕ в Страсбурге Михаил Саакашвили обнародовал мирные инициативы в отношении ЮО, предложив региону статус широкой автономии. Президент непризнанной республики Эдуард Кокойты (некогда чемпион СССР по боксу) план Тбилиси отверг. 12 ноября 2006 года на контролируемой Эдуардом Кокойты территории состоялись референдум о независимости и президентские выборы. Одновременно в зоне контроля Грузии прошли альтернативные выборы, на которых победил бывший премьер-министр непризнанной республики Дмитрий Санакоев. В мае 2007 года Санакоев указом Михаила Саакашвили был назначен главой администрации Цхинвальского региона.

 

Новое обострение пришлось на весну 2008 года: ситуация неуклонно накалялась, вспыхнув пламенем войны в этом августе.

 
Почему все началось именно так и именно тогда?
 

По оценкам специалистов, Саакашвили рассчитывал либо молниеносно захватить эту весьма труднодоступную с севера территорию, либо хотя бы импульсивно взорвать ситуацию, дабы выбить Россию из формального статуса миротворца и посредника.

 

Ударам грузинской регулярной армии просто некуда было иначе нацеливаться: тяжелой техникой — к Цхинвали, а легкой бронированной группой — по направлению к Рокскому тоннелю (практически единственному пути сообщения ЮО с Россией). Блицкриг был вполне возможен.

 

Главная ошибка грузинской стороны и их американских консультантов, готовивших штурм Цхинвали, состояла в предположении, что в Цхинвали находились основные силы ЮО (отсюда и жестокие обстрелы города системами залпового огня "Град"). Но после изнурительного боя на солдат Тбилиси, не спавших целую ночь, под утро обрушились еще более многочисленные свежие силы осетинских боевиков, которых подвезла к Цхинвали российская бронетехника. Потом уже время начало работать на ЮО и Россию.

 
Что такое сегодня Южная Осетия?
 

Первым президентом ЮО был Людвиг Чибиров, приведенный к власти (в Грузии уже тогда был Шеварднадзе) полевым командиром Валерием Хубуловым (в благодарность за это его вскоре расстреляли). Согласно расследованиям журналистки Ю. Латыниной, ЮО в те годы нашла прекрасный механизм сосуществования с Грузией. Был порт в Поти, через который шла контрабанда в Россию: она текла через Чибирова, представлявшего "власть", то есть официальных распорядителей контрабанды (на этом и выживал южноосетинский режим).

 

"Оппозицию", в свою очередь, представлял клан братьев Тедеевых, занимавшийся тем, что иногда приходил на таможню и с помощью автоматов (то есть уже "неофициально") забирал то, что хотел.

 

Позднее в ЮО прошли выборы. Чибиров был непопулярен в народе, братья Тедеевы поспособствовали избранию нового человека — Эдуарда Кокойты. Один из братьев Тедеевых стал секретарем Совета безопасности, но однажды новый глава ЮО разоблачил заговор против себя: Тедеевы оказались во Владикавказе (один из них был впоследствии там убит). После этого в ЮО появилась Россия и ее специфические интересы.

 

Сегодня правительство ЮО возглавляет Юрий Морозов. Начальник КГБ Анатолий Баранов раньше возглавлял ФСБ Мордовии. Василий Лунев — министр обороны — был военным комиссаром Перми. Секретарь Совета безопасности Анатолий Баранкевич — бывший заместитель военного комиссара Ставропольского края.

 

По версии пристальной Латыниной, местный бизнес оказался тесно переплетен с интересами российских силовиков "второго эшелона". Регион получает пенсии и пособия из российской казны: из расчета на 80 тысяч человек при реальной численности нуждающихся в разы меньшей. Обеспечение возможности подачи в ЮО природного газа (если Грузия вздумает его перекрыть) обошлось госбюджету РФ в 0,5 млрд. USD, плохо подверженных калькуляциям ("все воюют ребята"). В таком формате и осуществляется в тамошних краях "цивилизаторское бремя белых" (как некогда писал Р. Киплинг).

 
Правовое поле сегодняшнего момента.
 

На сегодняшней политической карте Республики Грузия нет ЮО. Нынешняя Конституция Грузии также не содержит упоминания о ней, оставляя незаполненными статьи о национально-государственном и административно-территориальном устройстве страны.

 

Современная грузинская элита считает, что федерализация страны если и возможна, то только на территориальной (для окончательного преодоления итогов "ленинской национальной политики"), а не на национальной основе. И, кроме того, по убеждению Тбилиси, членами новой федерации могут стать только республики Абхазия и Аджария, но не ЮО, которая может стать только одной из грузинских областей — Цхинвальским регионом.

 

Нормы международного права не признают возможности одностороннего самоопределения. ЮО и после референдума о независимости будет считаться частью Республики Грузия, территорией с компактным расселением этнического меньшинства. Тем не менее международное сообщество официально признало, что проблема ЮО осложнена как минимум тремя обстоятельствами: нарушениями прав человека по этническому признаку со стороны властей Грузии; гуманитарными вопросами, связанными с возвращением беженцев; проблемой разделенных народов. Кроме того, международное право препятствует силовому возвращению фактически отделившихся частей в государство и подталкивает обе стороны к компромиссу.

 

В отличие от Чечни, которая никогда не объявлялась мировым сообществом "зоной международного конфликта", ЮО им объявлялась — с рядом вытекающих из этого серьезнейших ограничений. Цхинвали нынешний статус "непризнанной республики" оставляет широкий простор для политического и даже дипломатического маневра. К сожалению, международное право за последние 15 лет перестало быть основой для действий сильных геополитических игроков: все решает прежде всего вооруженная сила.

 
Самое серьезное: война за общественное мнение.
 

Сегодня любая война, как это ни трагично, главным образом — "шоу on-line". Это доказали США в двух операциях в Ираке. Российская армия привычно установила жесткие ограничения на доступ в ЮО. В результате репортерам было сложно освещать ее действия.

 

Тбилиси создал пресс-центр, чтобы можно было постоянно вести репортажи из района, расположенного недалеко от линии фронта. Президент Саакашвили обильно сдобрил свои выступления сравнениями с советскими вторжениями в Венгрию (1956 год) и Афганистан (1979 год). Он выступал на фоне грузинского флага и флага Европейского Союза, хотя его страна и не входит в ЕС. Надо было показать: Грузия хочет дружить с Западом против бывших советских хозяев.

 

Российские государственные телеканалы активно освещали бедствия жителей Южной Осетии, их целью (как всегда это и происходило в СССР) было сохранить поддержку Кремлю среди населения страны: они практически не задумывались о том, что подумает остальной мир.

 

В свое время Москва, разгромив все собственные, плохо поддающиеся кремлевской дрессуре, медийные группы (например, весьма авторитетные в мире телекомпанию НТВ и газету "Коммерсант"), сама обрекла себя на пропагандистские неуспехи в глобальном масштабе.

 

С первых часов конфликта началась "война слов", описывавших все происходящее. Российская сторона использовала термины "геноцид" и "гуманитарная катастрофа" для характеристики ситуации. Грузинские руководители заявили об "агрессии" со стороны России. В телефонном разговоре Кондолиза Райс попросила Сергея Лаврова не упоминать всуе слово "геноцид". Однако через два дня уже из Тбилиси заговорили о "геноциде грузинского народа". Кремль довольно удачно ввел в употребление новый оборот для описания стандартных явлений в условиях боевых действий: "принуждение к миру".

 
Итоги.
 

"Грузия отказывается от насилия. Окончательно прекращает военные действия. Обеспечивает свободный доступ к гуманитарной помощи. Грузинские войска возвращаются на места их постоянной дислокации. В ответ выводятся войска российские. После чего международные организации начинают обсуждать вопросы будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и обеспечения их безопасности".

 

Таковы были шесть пунктов предварительного мирного соглашения, согласованные Дмитрием Медведевым и Николя Саркози. Эти пункты претерпели уточнение в Тбилиси: там убрали слова о статусе Цхинвали и Сухуми, сосредоточив внимание на слове "безопасность". Абхазия и ЮО согласились с ним. Теперь проект документа будет обсуждаться в ЕС. В целом все выиграли и все проиграли — каждый по-своему.

 

Парламент Грузии единогласно проголосовал за выход из СНГ. Одновременно страна уже наверняка утратит и Абхазию, и ЮО (хотя территориальная целостность Грузии подтверждена всеми ключевыми игроками современного западного мира).

 

Военная машина, создававшаяся рекордными для XXI века темпами и в которую было инвестировано 5 млрд. USD, разрушена. Серьезно повреждена инфраструктура. Погибли 4 тысячи грузинских военнослужащих и немало мирных жителей. Надежды на вступление в НАТО стали абсолютно призрачными — они возможны лишь в случае отказа от спорных территорий (до трети ресурсов государства).

 

Россия — и это весьма печально — окончательно преодолела в самой себе демократические иллюзии 1990-х годов, давно поколебленные реалиями начала XXI века. Раньше Москва признавала, что существует "международное право", субъекты которого (ООН, Совет Европы, ОБСЕ и пр.) только и решают, кого имеет право "есть товарищ Волк". Сейчас это ушло в историю. Ранее было модно полагать, что международное право непосредственно обусловливает "правила игры" и внутри любой страны (контроль за этим также осуществляют вышеперечисленные "субъекты"). Об этом ныне просто смешно говорить.

 

США признавались экономическим, военным, политическим лидером мирового сообщества, охраняющим соблюдение хоть каких-то международных нормативов. Хотя они же и выкрутили руки ООН при необходимости своего вторжения в Ирак. Сегодня и это отвергнуто Кремлем. Резкое ухудшение отношений с Америкой на фоне растущей изоляции в мире может привести к "мягкому выдавливанию" России из "большой восьмерки". Сохранятся проблемы со вступлением в ВТО и наверняка усугубятся проблемы с Сочи как столицей Олимпиады-2014.

 

Россия не смогла сохранить нейтралитет в конфликтах на территории постсоветского пространства. Она начинает рассматривать себя как основного гаранта мира и порядка на территории бывшего СССР. Успели избежать распространения на себя этих сомнительных лавров лишь те, кто не опоздал прибежать в НАТО. Тем же, кто не позаботился сделать это вовремя, придется иметь дело уже с кардинально иной Россией.

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk     www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом